Развитие нервной системы у плода dikils.ru

Развитие нервной системы у плода

Развитие плода при беременности

В период вынашивания ребенка женщина постоянно наблюдается у врача.

Это позволяет избежать неприятных последствий и прийти к благополучному родоразрешению. Несмотря на контроль врачей, будущей маме хочется знать, что происходит внутри ее тела, как проходит развитие плода по неделям беременности, какие ощущения должны возникать и что испытывает сам малыш. У гинеколога не всегда хватает времени ответить на все интересующие вопросы, поэтому беременная обращается к интернету.

Развитие плода в первом триместре

Первый триместр длится примерно с зачатия и до 12ой недели беременности. Этот период считается самым ответственным, так как в это время происходит закладка органов. Плаценты в полном смысле слова еще нет, поэтому женщине нужно проявлять осторожность в употреблении препаратов, так как они через кровь попадают в эмбрион (до 9 недель принято понятие «эмбрион», затем – «плод») и могут нанести ему непоправимый вред.

Первые 2 недели после зачатия эмбрион прикрепляется в матке. В это время женщина может вообще не замечать перемен, никакой прибавки в весе не происходит. Начиная с 3 недели беременности эмбрион начинает активно расти и развиваться.

Развитие плода происходит стремительно и во многом зависит от состояния организма матери.

3 недели. Размер плода на таком сроке не больше 2 мм. Уже сейчас начинается формирование нервной трубки, хорды, закладываются кровеносные сосуды.

4 недели. Размер эмбриона увеличивается вдвое, он уже около 4 мм. У него появляются зародышевые листки, которые будут развиваться и дальше, преобразовываясь в полноценные ткани.

5 недель. На таком сроке женщина начинает подозревать, что беременна. Ее будущий ребенок достигает 12 мм в длину и весит около 2 г. Происходит закладка головного мозга и других внутренних органов. Плаценты еще нет, ее заменяет хорион, покрытая ворсинками оболочка, которая затем прорастет сосудами, капиллярами и станет плацентой.

6 недель. Головной мозг развивается интенсивнее остальных органов, поэтому голова еще значительно больше тела. Половые органы формируются, но определить пол пока невозможно. Совершенствуется нервная система, начинают определяться черты лица.

7 недель. К началу 7ой недели длина плода уже почти 2 см. У него формируется мочевыделительная система, на руках и ногах разделяются пальцы. На УЗИ можно определить сердцебиение, которое в норме составляет не более 160 ударов в минуту.

8-9 недель. Эмбрион превращается в плод, у него появляются жировые клетки, формируется четырехкамерное сердце, начинают работать почки, выделяя первую мочевую жидкость.

10-12 недель. К концу первого триместра плод уже имеет мимику, может активно шевелиться, дышать, заглатывая амниотические воды. Половые органы находятся в зачаточном состоянии.

В конце первого триместра женщине назначается скрининг и УЗИ. Эти процедуры позволяют выявить патологии развития беременности, если таковые имеются. Пол на таком сроке определить можно, но вероятность ошибки велика.

Второй триместр беременности

Второй триместр длится до 28 недели. В это время плод активно увеличивается в размерах, а живот женщины заметно округляется. Если в начале беременности была угроза выкидыша, обычно риски ко второму триместру снижаются. Токсикоз в это время также ослабевает.

Описание развития плода в это время особенно интересует будущих мама, ведь они начинают ощущать первые шевеления ребенка. Если раньше движения были неощутимы, то теперь можно заметить толчки.

С каждой неделей плод становится крупнее, у него совершенствуются внутренние органы:

13-15 недель. В этот период плод обзаводится собственными эритроцитами, которые начинают циркулировать в крови. Продолжает формироваться пищеварительная система, и малыш уже делает первые глотательные движения. Активируется сосательный рефлекс, поэтому на УЗИ врач может заметить, что ребенок сосет палец. Движения плода становятся активнее, он может переворачиваться.

16-18 недель. К концу 18ой недели полностью сформировываются половые органы. Плод не только двигается сам, но и поворачивает голову. Он начинает моргать, совершенствуется мимика. Иммунная система также формируется, однако до рождения защитные функции ребенка будут полностью зависеть от матери.

19-20 недель. Рост плода на этом этапе уже более 25 см. Закладывается кора головного мозга, поэтому в этот период токсическое воздействие (вещества, никотин, алкоголь) значительно повышает риск развития умственной отсталости у ребенка.

21-23 недель. Начиная с 22 недели, плод может выжить вне организма женщины. Легкие уже достаточно сформированы, чтобы дышать самостоятельно. Однако рожденный на таких сроках ребенок будет иметь множество проблем со здоровьем.

24-26 недель. Плод активно набирает вес. По этой причине сердце сокращается чаще, поэтому говорят о физиологической аритмии плода.

27-28 недель. К 28 неделе формируются центры зрения и слуха. При рождении на этом сроке малыш начинает слышать и видеть происходящее довольно быстро.

О том, как должно проходить развитие плода по неделям беременности, описание его внешности и ощущений женщины, можно узнать у акушера гинеколога. Второй триместр считается относительно спокойным для мамы. Различные патологии, включая внутриутробную гибель, на это этапе беременности встречается редко. Тем не менее женщине назначается ряд анализов для определения развития плода и состояния будущей мамы.

Ребенок в третьем триместре беременности

Завершающий третий триместр полон тревог для женщины. Она готовится к родам, подготавливает дом к появлению ребенка. А сам ребенок готовится появиться на свет.

Считается, что роды наступают на 40ой неделе беременности, но даже если женщина перехаживает, до 42 недель это считается нормой.

Ребенок становится все больше похож на новорожденного, его развитие проходит довольно стремительно:

29-30 недель. У ребенка уже сформированы вкусовые рецепторы, поэтому он начинает реагировать на питание мамы. От съеденных продуктов зависит вкус околоплодных вод, который может вызвать одобрение или недовольство малыша. Внутри десен формируются молочные зубы. Зрелые слезные каналы позволяют ребенку плакать. К концу 30 недели ребенок должен принять положение, которое позволит ему появиться на свет, то есть он поворачивается головой вниз.

31-33 недели. Формирование органов на этом сроке полностью завершается. Глаза ребенка начинают реагировать на свет, появляются ногти, кожа приобретает розоватый оттенок. Продолжается развитие иммунной системы ребенка.

34-36 недель. В основном на этом этапе ребенок копит подкожный жир, набирает массу. У него появляются щечки. Движения становятся менее активными, так как ребенку становится тесно в мамином животе, но он активно пинается, мама начинает различать удары ногой и рукой.

36-37 недель. Ребенок уже полностью выглядит как новорожденный и готов появиться на свет, но сердечный клапан еще не закрылся. Вес на этом сроке обычно достигает 3 кг. Плацента начинает постепенно стареть, что считается нормой.

39-40 недель. До родов остаются считанные дни. Все органы и системы сформированы, легкие уже полностью готовы к дыханию.

Если на данном сроке прерывается беременность, развитие плода позволяет ему выжить вне тела матери. Шансы на выживание даже в начале третьего триместра весьма велики.

К моменту родов ребенок должен весить 2500-4000 г. Если плод достаточно крупный, поднимается вопрос о плановом кесаревом сечении. Несмотря на то, что преждевременные роды в 3 триместре уже не так опасны для ребенка, все еще остается опасность гибели плода, возникновения неврологических проблем, поэтому врачи будут стараться остановить родовую деятельность на сроке до 36-37 недель.

Ощущения женщины по мере развития плода

При беременности внутри тела женщины целых 9 месяцев растет и развивается новый организм. Это не может не сказываться на ее ощущениях. Если беременность первая, многие ощущения еще не знакомы для женщины и могут вызвать испуг. Обо всех сомнениях и подозрениях необходимо сообщать врачу.

Чем ближе к родам, тем больше новых эмоций и физических ощущений испытывает будущая мама.

В зависимости от того, как протекает беременность по неделям, развитие плода и ощущения будут постоянно обновляться.

Поскольку триместр длится 12-15 недель, ощущения в течение одного триместра могут постоянно меняться, поэтому лучше говорить о том, что испытывает женщина каждый месяц беременности:

1 месяц. В это время женщина только узнает, что беременна или же остается в неведении некоторое время. Признаки этого состояния могут вообще отсутствовать, однако некоторые беременные отмечают набухание и болезненность груди, несильную тошноту, тянущие боли внизу живота.

2 месяц. На втором месяце женщина уже, как правило, знает, что беременна. У большинства беременных на этом этапе начинает сильный токсикоз, тошнота, рвота, меняются предпочтения в еде. Также из-за гормональных перестроек женщина становится сонной, быстро устает.

3 месяц. Ощущения от 2 месяца отличаются несильно. Токсикоз может продолжаться, грудь продолжает расти и набухать. Соски приобретают более темный оттенок.

4 месяц. На 4ом месяце начинает появляться небольшой животик. Мышцы живота и спины могут немного ныть из-за растяжения связок. Также на этом этапе женщина сталкивается с такой неприятной проблемой, как запоры.

5 месяц. На 5ом месяце женщина ощущает шевеления своего ребенка. Поскольку матка быстро растет и давит на внутренние органы, может возникнуть изжога. Кожа живота и бедер растягивается, поэтому начинает зудеть.

6 месяц. Живот быстро растет, начинает уставать спина. Могут появляться первые растяжки, поэтому рекомендуется носить бандаж.

7 месяц. Женщина начинает чаще посещать туалет, мышцы спины болят сильнее. Появляется бессонница. Движения ребенка настолько сильные, что могут причинять дискомфорт маме.

8 месяц. Из-за набранного веса женщина быстро устает, ей трудно двигаться. Повышается потливость. Меняется психологическое состояние, беременная становится более капризной, возможны тревожные состояния.

9 месяц. Организм готовится к родам, поэтому стул становится более жидким и частым, кишечник опорожняется, женщина немного теряет в весе. Живот опускается, поэтому позывы к мочеиспусканию становятся еще чаще.

Некоторые болезненные ощущения во время беременности нормальны, так как организм женщины перестраивается, но, если боли слишком сильные, об этом нужно незамедлительно сообщить врачу.

Возможные отклонения

Конечно, женщине во время беременности не рекомендуется думать о плохом. Стрессы и пессимизм – плохие спутники беременности. Однако не всем удается оставаться в состоянии спокойствия. Если в анамнезе уже была неудачная беременность, то женщина будет стараться узнать как можно больше о том, что может пойти не так.

В зависимости от того, как протекает беременность, развитие плода и ощущения женщины также постепенно меняются. Однако не все отклонения можно заметить без обследования, поэтому все анализы и УЗИ нужно делать вовремя по рекомендации врача.

Чаще всего можно встретить следующие пороки развития плода:

Синдром Дауна. Несмотря на то, что в группу риска попадают возрастные мамы, никто от данной патологии не застрахован. Это мутация, которая связана с появлением лишней хромосомы. Она приводит к слабоумию и задержке роста ребенка. Во время первого скрининга на 12 неделе становится ясно, есть ли вероятность появления ребенка с синдромом Дауна.

Синдром Патау. Тяжелое хромосомное заболевание, которое также связано с мутацией генов. У ребенка наблюдается нарушение умственного развития, возможна глухота и множество других патологий. Как правило, дети с синдромом Патау редко доживают до года.

Пороки сердца. Порок сердца у ребенка также можно определить еще на этапе беременности. Эта патология очень разнообразна. С некоторыми пороками можно жить всю жизнь, другие же настолько тяжелые, что неоперабельны и несовместимы с жизнью.

Дефекты или отсутствие внутренних органов, частей тела. Причины этой патологии определить трудно, но она приобретенная и не связана с генетикой. Сбой происходит на этапе закладки органов. Чаще всего страдает мозг и конечности.

Стоит помнить, что большинства патологий и отклонений в развитии плода можно избежать. Для этого рекомендуется проходить обследование обоим родителям еще до зачатия, а также наблюдаться у врача и выполнять его рекомендации.

В нашем магазине NewFormStil Вы всегда можете приобрести для себя :

Развитие нервной системы у плода

Нервная система новорожденных является не вполне зрелой (по сравнению с таковой взрослых и детей более старшего возраста), но именно она обеспечивает контроль функций практически всех органов и систем организма в условиях адаптации к внеутробной жизни.

В этой связи детским неврологам необходимо четко представлять основные этапы развития нервной системы, поскольку возникновение у новорожденных различных видов профильной патологии может находиться в прямой зависимости от воздействия на ЦНС на том или и ином этапе онтогенеза.

В этой главе мы кратко представим основные сведения о развитии нервной системы на протяжении внутриутробного и неонатального периодов, а затем рассмотрим некоторые особенности неврологического осмотра новорожденных.

Как известно, во время внутриутробного (эмбрионального и фетального) периода онтогенеза происходят постепенное и планомерное усложнение строения центральной нервной системы, последовательная дифференцировка нейронов и глиальных элементов.

Читать еще:  Дуплексное сканирование вен нижних конечностей как делают

К.А. Семенова и Г.Г. Шанько указывают, что развитие ЦНС начинается с формирования филогенетически более древних образований и идет в направлении снизу вверх, а именно:
спинной мозг->мозговой ствол->полушария большого мозга.

Степень созревания нервной системы определяется дифференцировкой нервных клеток и миелинизацией проводящих путей.

Ю.И. Барашнев предлагает рассматривать в периоде внутриутробного онтогенеза нервной системы человека следующие важнейшие периоды и события:
• первичная нейруляция (дорсальная индукция);
• вентральная индукция;
• нейрональная пролиферация;
• миграция;
• организация;
• миелинизация.

Хотя ранее принято было считать, что у эмбриона человека до 3-недельного возраста отсутствуют признаки нервной системы, а ее закладка происходит лишь к началу 4-й недели развития, в настоящее время известно, что нервная система начинает формироваться на третьей неделе эмбрионального развития из наружного зародышевого листка (эктодерма).

Формирование ЦНС начинается с возникновения нервной пластинки, которая появляется на 18-й день эмбрионального развития. Так называемая нейруляция (формирование нервной трубки) начинается с 22-го дня и вскоре завершается закрытием каудального нейропора (отверстия, имеющегося в эмбрионе, ведущего из центрального канала нервной трубки наружу) между 26-м и 28-м днями эмбрионального развития.

Нервная пластинка постепенно преобразуется в желобок с приподнятыми краями, а края указанного желобка приближаются друг к другу и смыкаются, образуя замкнутую нервную трубку. Из нижнего отдела нервной трубки формируется спинной мозг, а из верхнего отдела нервной трубки образуются три расширения (первичные мозговые пузыри: передний, средний и задний, или ромбовидный).

Последовательные серии изменений в виде изгибов нервной трубки к 32-35-му дню эмбрионального развития приводят к выделению основных отделов головного мозга. На этом этапе внутриутробного онтогенеза парные боковые смещения (эвагинации) порэнцефалической полости формируют телэнцефалические пузырьки, которые разрастаются в стороны, образуя полушария (гемисферы).

Соединения между центральными и боковыми (латеральными) полостями постепенно сужаются, образуя межжелудочковое отверстие. Передняя стенка конечного мозга (telencephalon) между эвагинированными пузырьками (lamina terminalis) образует пучок волокон, соединяющий противоположные половины переднего мозга и структуры обонятельного мозга (rhinencepahalon).

Большой мозг развивается сравнительно быстро и вскоре по своему объему опережает темпы роста остальных церебральных отделов, постепенно достигая стадии, когда все указанные структуры оказываются прикрытыми большим мозгом (снаружи и с боков).

Церебральная кора формируется поэтапно. Нейробласты пролиферируют в зону вентрику-лярного или внутреннего матрикса (матрицы), а начиная с 7-й недели эмбрионального развития постмитотические клетки мигрируют оттуда по радиально расположенным глиальным волокнам (через промежуточную зону), попадая в кортикальную мантию (или пластинку), расположенную под субпиальной маргинальной зоной. Кортикальная пластинка постепенно утолщается под воздействием последовательных волн миграции клеток, которые наслаиваются на прибывшие ранее. Формирование коры, таким образом, происходит изнутри.

Признаки горизонтальной кортикальной ламинации впервые отмечаются в архикортексе (archicortex), островке Рейля (овальная зона коры большого мозга, расположенная выше наружной капсулы и латеральнее чечевицеобразного ядра) и передней париетальной коре.

Между 26-й и 28-й неделями развития у плода обнаруживается 6-слойное строение коры, т.е. указанная структура дифференцируется до этой стадии лишь по прошествии более 6 мес внутриутробного онтогенеза. Первый слой коры — молекулярный (разрозненные веретенообразные или грушевидные клетки); второй — наружный зернистый (скопление тесно прилежащих мелких круглых, полигональных или треугольных клеток); третий — слой малых и больших пирамидальных клеток; четвертый — внутренний зернистый (из мелких круглых, полигональных и треугольных клеток); пятый — внутренний пирамидный; шестой — полигональный (состоящий из полигональных клеток).

Пролиферация нейробластов практически полностью завершается к 18-й неделе внутриутробного развития. Впоследствии в процессе пролиферации субэпендимального матрикса продолжают продуцироваться глиальные предшественники.

В коре полушарий головного мозга традиционно выделяют три части: палеокортекс (часть коры, принимающая волокна обонятельного нерва), архикортекс (скопление третичных нейронов обонятельного характера) и неокортекс (новая кора); эти части являются неравными. Архи-, палео- и неокортекс четко различимы у человеческих эмбрионов к середине 3-го месяца развития.

Ранний фетальный мозг выглядит плоским и имеет лиссэнцефалический вид. Большие борозды (межполушарная, сильвиева, шпорная) появляются к середине гестационного периода. Первичные борозды (центральная, пре- и постцентральная, 1-я и 2-я височная, 1-я и 2-я лобная, орбитальная) формируются между 20-й и 28-й неделями внутриутробного онтогенеза, а вторичные — только в III триместре гестации.

Борозды изначально имеют вид мелких углублений и формируются в процессе роста боковых извилин.

Мозжечок формируется из клювовидной (ростральной) поверхности изгиба моста. Расширение нервной трубки в этой области приводит к истончению крыши до толщины мембраны, в то время как изгиб придает базальной и крыловидной пластинкам положение более острого угла. Боковые края крыловидных пластинок формируют парные выпячивания, ромбовидные губы, которые растут в дорсомедиальном направлении и сливаются со средней линией между 7-й и 12-й неделями.

Клетки мигрируют из ромбовидных губ частично по наружной поверхности, формируя наружный зернистый слой, а также (в большей степени) внутрь, продуцируя глубокие ядра мозжечка и клетки Пуркинье. Наружные зернистые клетки относятся к примитивному матриксу, продолжая пролиферировать в периоде постнатальной жизни. Они мигрируют внутрь вдоль радиальной глии Бергмана, формируя внутренний гранулярный слой. Впоследствии инволюция наружного зернистого слоя происходит уже после 4-го месяца постнатальной жизни, но его остатки могут сохраняться и до 12-месячного возраста.

Следует отметить, что в целом развитие мозжечка отстает от развития остальных отделов мозга до 5-го месяца гестации. В постнатальной жизни развитие мозжечка резко ускоряется и данная структура достигает размеров, соответствующих таковым у взрослых индивидов (это происходит примерно к 18-месячному возрасту).

Ликворная система ЦНС. К моменту образования мозговых пузырей формируются желудочки головного мозга. В каждом полушарии наличествуют I и II желудочки (боковые), а в промежуточном мозге — III желудочек. В среднем мозге полость трансформируется в сильвиев водопровод, соединяющий III и IV желудочки (последний формируется из остатков 4-го и 5-го мозговых пузырей). Сосудистые сплетения, необходимые для выработки спинномозговой жидкости, образуются в полости желудочков мозга на 1-ми 2-м месяцах внутриутробного развития (на 1-м месяце — сосудистые сплетения III и IV желудочков, а на 2-м — боковых желудочков).

Вплоть до 5-го месяца внутриутробного онтогенеза все полости головного мозга являются замкнутой системой и лишь по прошествии 5-6 мес гестации образуются три отверстия (Мажанди, Лушки), через которые ликвор поступает на наружную поверхность мозга, расслаивая покрывающую его оболочку.

Спинной мозг развивается раньше, чем другие отделы ЦНС, достигая значительных размеров, когда эмбриональный головной мозг еще находится на стадии церебральных пузырей. На ранних этапах фетального онтогенеза спинной мозг полностью заполняет всю полость позвоночного канала. Поскольку впоследствии рост позвоночного столба опережает таковой спинного мозга, последняя структура локализуется на уровне до III поясничного позвонка.

Миелинизация. Формирование миелиновой оболочки, обладающей защитной, изолирующей, трофической, а также нейротрансмиссивной функциями, является чрезвычайно важным фактором в развитии нервной системы. Начальные признаки миелинизации обнаруживаются у плодов человека на 4-м месяце внутриутробного развития и определяются в нервных волокнах задних и передних корешков спинного мозга.

К концу 4-го месяца миелин выявляется у плодов в нервных волокнах, входящих в состав восходящих (афферентных) боковых канатиков спинного мозга (чувствительных). В нисходящих (эфферентных) волокнах, выполняющих двигательные функции, признаки миелинизации обнаруживается позже — не ранее 6-го месяца внутриутробного развития.

Миелинизация нервных волокон пирамидного тракта начинается лишь на 9-м месяце внутриутробной жизни (впоследствии этот процесс продолжается на протяжении первых лет жизни).

Таким образом, к моменту завершения внутриутробного периода развитие ЦНС в плане структурного анатомо-морфологического строения достигает практически полного формирования, но функциональные свойства нервной системы остаются несовершенными (незрелыми).

На каком сроке формируется нервная система плода

Многие мамы задаются вопросом: а когда формируется нервная система у плода? Практически с самого начала закладки клеток. Согласно медицинским теориям, все системы организма развиваются у малыша неравномерно. Вначале начинают функционировать те, системы, которые наиболее важны для дальнейшей деятельности малыша в животе у мамы. Закладка нервной системы у плода проявляется среди первых наиглавнейших процессов развития организма.

Уже на 8-9 неделе беременности гинекологи могут увидеть на эхограмме первые признаки нервной системы. Второй месяц ознаменовывается тем, что малыш делает первые еле заметные движения. Ну а в 22-24 недели можно с точностью разглядеть ребёнка, который сосёт отростки.

На каком сроке формируется нервная система плода?

Нервная система плода появляется из своеобразного образования, которое в медицине получило название нервной трубки. Она впоследствии должна обеспечить правильную работу всего организма. Перед тем, как появится трубка, должна вырасти нервная ткань, которая состоит из нескольких типов клеток. Первый тип отвечает за основные специфические функции нервов, то есть эти клетки (нейроны) отвечают собственно за регулирование психики. Второй тип обеспечивает полноценное питание нейронов и защищает их от повреждений.

Нервная ткань при нормальных условиях развития ребёнка начинает развиваться уже на восемнадцатый день после оплодотворения яйцеклетки. В 3-4 недели уже видна и сама нервная трубка.

На какой неделе закладывается нервная система плода? Уже на первой! Нервная система — одна из первых, которая должна развиться, чтобы малыш смог дальше расти. Если с формированием нервной ткани возникают какие-либо проблемы, плод вскоре погибает. Поэтому, если вы узнали о беременности, старайтесь сразу же менять свой образ жизни.

Что такое нервная трубка?

Формирование нервной системы у плода напрямую зависит от развития трубки. Она образуется из нервной пластины, которая постепенно замыкается в трубу, образуя небольшой отросток – зачаток будущей нервной системы. Если рассмотреть нервную трубку в разрезе, то можно заметить несколько слоёв: внутренний, краевой и промежуточный. Промежуточный и краевой слои обеспечивают выработку серого и белого вещества спинного мозга, который потом расположится в позвоночнике. Во внутреннем слое происходит сразу несколько процессов: деление клеток и синтез будущего материала, ответственного за генетику малыша.

Для развития нервной трубки ребёнка уходят первые недели беременности.

Развитие нервной системы на 4-5 неделе беременности

Итак, мы выяснили, на каком сроке формируется нервная система плода. Но что же происходит с ней дальше?

Нервная трубка имеет некоторые расширения, которые называют мозговыми пузырями. Когда закладывается нервная система плода, появляется три мозговых пузыря. Один из них превращается в передний мозг (он включает в себя два полушария), другой – в зрительный центр головы, а третий — в ромбовидный мозг, включающий в себя ещё несколько отделов.

Краевой отдел нервной трубки также выделяет новый орган – нервный гребень, который отвечает за развитие нескольких систем. В 4-5 недель на УЗИ видна только чёрная точка. Пока что, это всё, что успело вырасти. Однако для ребёнка это уже много, потому что в этот момент у него зародились клетки, ответственные за его мозг. В этот момент для хорошего развития нейронов необходима фолиевая кислота. Ни в коем случае не лечите зубы в первом триместре! Любые лекарства, даже местная анестезия могут переломить нормальный ход деления клеток нервной системы. Из-за этого малыш может родиться с отклонениями.

Развитие нервной системы плода на 6-12 неделях беременности

Когда формируется нервная система у плода, мама должна находиться в состоянии покоя. Первые недели беременности потому и важны, что именно от них зависит здоровье ребёнка. Уже в 7-8 недель малыш способен на рефлексы. Например, было замечено, что, когда его губы соприкасались с отростками, он отклонял голову назад, тем самым защищая себя от опасности. Так развивается защитный рефлекс. В 10 недель ребёнок способен открывать рот, если его губы что-то раздражает. В это же время возникает и рефлекс хватания, когда руку малыша что-то беспокоит.

К двенадцатой неделе ребёночек может двигать пальчиками ног. Из этого медики сделали вывод о том, что первыми начинают функционировать те участки мозга, которые отвечают за нижнюю часть тела плода. Пока ребёнок не достигнет трёхмесячного утробного возраста, он не сможет полноценно ответить на раздражения. Его движения будут резки и коротки. Так происходит потому, что возбуждение пока что захватывает небольшие участки нервной системы. Но плод растёт и развивается, и со временем его системы становятся более совершенными.

Развитие плода на 14-20 неделе беременности

Нормы развития нервной системы плода можно узнать только с помощью УЗИ. Если вам сказали, что плод соответствует всем нормам развития, можете не беспокоиться. Но что же в это время делает ваше чадо? К четырнадцатой неделе ребёнок становится довольно активным. Если раньше он ещё не мог двигаться, то к пятнадцатой неделе уже можно считать около 15 новых освоенных движений малыша.

Читать еще:  Одышка сердечная симптомы

Когда формируется нервная система у плода, мама ощущает первые толчки малыша. Они появляются в 19-20 недель. На УЗИ уже можно различить движения руками и ногами, а также икоту, глотания, зевки и другие шевеления ртом. Между 15 и 20 неделей увеличивается число синапсов- таких мест в нервной системе, в которые передаются сигналы. За счёт этого расширяется и сфера деятельности малыша.

Состояние плода на 20-40 неделях беременности

После 20 недели, когда всё ещё формируется нервная система, у плода начинает разветвляться мозговое вещество. Это значит, что оголённые нервные клетки покроются слоем жира и смогут полноценно функционировать. Нервные импульсы малыша будут ускоряться, и он вскоре сможет пополнить ряд своих навыков новыми движениями. Первыми приходят в строй конечности плода. Обоняние налаживается немного позже (около 24 недели). Параллельно с этими изменениями развивается и мозг, в котором строится каркас для нервных клеток.

Примечательно, что масса мозга составляет до 15 % от всей массы плода. После того, как в мозгу закончились основные процессы, настаёт время для ещё одного – уничтожения некоторых видов клеток. Как полагают учёные, в этом процессе нет ничего страшного. Просто организм таким образом очищает от ненужных структур, которые уже выполнили свою работу. Так что, когда формируется нервная система у плода, организм тратит все свои силы на правильное её развитие.

Аномалии развития нервной системы у плода

Когда формируется нервная система у плода, могут возникнуть разного рода аномалии и факторы, которые появились спонтанно. Например, оплодотворённая клетка стала неправильно размножаться и в конечном результате она повредилась. К счастью, процент таких пороков очень низок: до 1,5 на 1000 рождённых. Точно известно, что клетки будущего малыша разрушаются как и от факторов внешней среды, так и от генетической природы. Всемирной организацией здравоохранения установлено, что процент развития аномалий также зависит от народностей и места обитания людей. Вот список основных нарушений развития плода:

  1. Отсутствие спинного мозга и головного . Такое происходит, когда нервная трубка не сомкнулась. Череп и позвоночник в этом случае сильно раскрыты.
  2. Несмыкание трубки в головном отсеке . Это значит, что ребёнок лишён головного мозга. То есть у него нет полушарий и подкорки. Имеется лишь средний мозг. Дети, рождённые с таким нарушением, живут лишь первые месяцы.
  3. Грыжи мозгового отдела . На голове малыша обнаруживаются выпячивания кости черепа или же его тканей. Небольшие грыжи можно оперативно удалять.
  4. Грыжи спинномозгового отдела . Они встречаются очень часто – 1 к 200. На месте некоторых грыж может отмечаться сильный рост волос. Дети с таким заболеванием не могут ходить, а также справлять нужду.

Единственный метод борьбы с этими заболеваниями – это операция. В некоторых случаях врачи ничем не могут помочь. Ребёнок или живёт с этим отклонением всю жизнь, или же умирает вскоре после родов.

Причины, влияющие на поражение нервной системы

Любые факторы, которые влияют на разрушение нервной системы плода, представляют собой сложную картину. Ведь всё зависит от того, насколько долго этот фактор действовал на ребёнка, сильно ли негативным он был и т.д.

  1. Первая и главная причина всех поражений ЦНС – это алкоголизм одного из родителей. Токсины, содержащиеся в алкоголе, оседают в организме матери и отца. Когда у женщины появляется ребёнок, все эти вредные вещества передаются новым клеткам.
  2. Некоторые препараты (например, против конвульсий) пить во время беременности вообще нельзя. Поэтому если у вас имеется заболевание, требующее постоянного приёма лекарств, поговорите об этом с гинекологом. Он обязательно вам поможет.
  3. Повреждения плода не могут бесследно пройти в организме матери. Женщина может заболеть инфекционными заболеваниями (герпес, краснуха и др.).
  4. Также на развитие нервной системы плода могут повлиять болезни мамы (диабет, гипертония) и генетическая предрасположенность. Такие неприятности ведут к хромосомным аномалиям, которые вылечить невозможно.
  5. Некоторые дефекты, будь они приобретёнными или наследственными, могут иметь лёгкую форму. Но они затрагивают общее развитие малыша: аутизм, недостаточное внимание, гиперактивность, различные виды депрессии.

Старайтесь вести здоровый образ жизни, ведь ребёнок с инвалидностью, родившийся таковым по вашей нерадивости, будет мучиться всю свою жизнь.

Когда формируется нервная система у плода, мама должна полностью позаботиться о правильной еде, полноценном отдыхе и спокойствии. Хотя гинекологи и не учитывают первые две недели беременности, но именно в этот момент у вашего малыша закладываются первые системы жизнедеятельности.

Формирование нервной системы у плода

Нервная система регулирует процессы, происходящие в организме, а ее развитие начинается с первых недель жизни эмбриона. Маме важно правильно относиться к образу жизни, от этого зависит здоровье ее ребенка.

Нервная ткань состоит из нейронов (специфических клеток), способных передавать и преобразовывать импульсы, и глии (вспомогательных клеток), обеспечивающих условия для функционирования нейроцитов (см. нейрофизиология)

Когда у эмбриона формируется нервная система, важно исключить влияние негативных факторов на материнский организм. Алкоголь, табак, наркотические средства, некоторые микроорганизмы, вирусы, лекарственные препараты и даже отдельные витамины могут оказывать токсическое действие, провоцируя тяжелые пороки развития головного и спинного мозга у плода.

Нарушения развития нервной системы эмбриона может привести к следующим патологиям:

  • Отсутствие спинного и головного мозга. Патология развивается при несмыкании нервной трубки и заканчивается гибелью эмбриона на ранних стадиях беременности. В редких случаях, при замыкании только хвостовой или только головной части трубки, плод проходит все стадии внутриутробного развития, однако ребенок рождается нежизнеспособным.
  • Грыжи головного мозга. После рождения у ребенка наблюдается выпячивания тканей мозга из черепной коробки. Проблему устраняют хирургическим путем или применяют паллиативную терапию.
  • Спинномозговые грыжи. Часто встречаются во врачебной практике. Дети с такими пороками страдают недержанием мочи или кала, у них нарушена двигательная функция. Спинномозговые грыжи удаляют оперативно (см. вертебролог).

Развитие нервной системы в первом триместре

После оплодотворения яйцеклетка начинает активное деление, продвигаясь по маточным трубам. На протяжении этого времени (5-10 дней) формируется многоклеточная морула сферической формы, которая внедряется в эндометрий матки. С этого момента начинается развитие плодного яйца и зародыша.

Морула приобретает форму, появляются листки (эктодерма, мезодерма, энтодерма) и органы обеспечения жизнедеятельности эмбриона – хорион, амнион, желточный мешок. Из наружного слоя эктодермы в последующем образуется головной, спинной мозг, периферические нервы и узлы.

В течение семи дней диск меняет форму на цилиндрическую, где различается головной и хвостовой отделы с интенсивным клеточным делением. На четвертой неделе эмбрионального развития происходит замыкание нервной трубки.

В норме трубка начинает закрываться с головной части и, если этого не происходит, зародыш гибнет. В случаях, когда не замыкается хвостовая часть, эмбрион продолжает развиваться, но иннервация нижней части тела будет нарушена.

Среди основных причин патологии трубки, врачи выделяют:

  • нехватку витаминов группы В, особенно фолиевой кислоты;
  • недостаточное поступление микроэлементов (цинка, йода, железа);
  • воздействие эмбриотоксических факторов;
  • генетические аномалии.

Пятая и шестая недели эмбриогенеза характеризуются интенсивным продуцированием клеток, их миграцией и формированием зачатков центральной и периферической нервной системы. Появляется передний и промежуточный отдел мозга.

К окончанию второго месяца образованы все внутренние органы эмбриона, продолжается рост полушарий головного мозга и развитие его коры. В это время специальные приборы уже обнаруживают активность мозга и передачу импульсов.

В первом триместре беременности плацентарный барьер еще не сформирован, а эмбрион особенно уязвим перед неблагоприятными воздействиями. Прием алкоголя, наркотических средств, лекарственных препаратов на основе фенобарбитала, повышение температуры тела матери, гипоксия, стрессы и прочие факторы с высокой долей вероятности приводят к порокам развития ЦНС.

Чтобы снизить риски женщине следует отказаться от вредных привычек, особенно следить за своим питанием, избегать стрессов. Нужно включить в рацион продукты богатые витаминами группы В, кальцием, железом, йодом, дополнительно принимать витамин Е и фолиевую кислоту.

Акушеры-гинекологи рекомендуют с осторожностью использовать витаминные комплексы, в состав которых входит витамин А, его избыток может привести к патологиям развития органов эмбриона, в том числе мозга. Оптимальный вариант – употребление продуктов растительного происхождения с высоким содержанием провитамина А бета-каротина. Бета-каротин не обладает тератогенным эффектом, безопасен для малыша.

Учитывая перестройку метаболических процессов, желательно оптимизировать рацион питания и образ жизни еще на этапе планирования беременности, за 3-6 месяцев до зачатия.

Формирование нервной системы у плода во втором триместре

С двенадцатой недели эмбрион называют плодом. При помощи аппарата УЗИ можно наблюдать первые рефлексы – дыхательный, глотательный, хватательный, сосательный. Ребенок проглатывает и вдыхает околоплодную жидкость, стремится схватить пуповину (если она его касается), пытается сосать палец.

Частицы тканей в околоплодной жидкости при проглатывании или вдыхании могут вызывать икоту. Адекватная стойкость рефлексов свидетельствует о нормальном развитии ребенка.

К шестнадцатой неделе у плода уже сформировались анализаторы, поэтому можно говорить о появлении рефлекторной дуги и высшей нервной деятельности. Под анализатором понимают функционально воспринимающую систему, состоящую из нейронов, принимающих информацию, проводящих путей и центра, который эту информацию обрабатывает. Рефлекторная дуга позволяет воспринимать информацию и правильно на нее реагировать. С этого времени ребенок начинает воспринимать окружающий мир.

Если в первом триместре эмбрион реагирует на раздражители недифференцировано, то во втором наблюдается дифференцированный ответ. Прикосновение к животу вызывает рефлекторный ответ плода, прием матерью острой пищи и попадание раздражающих частиц на рецепторы ребенка вызывает чихание. При громких хлопках ребенок группируется, а изменение освещения провоцирует зрачковый рефлекс.

Когда формируется нервная система у плода, от женщины не требуется действий. В этом процессе, предусмотренным природой, формирование и дифференцировка тканей происходит в соответствии с генетикой. Единственное условие нормального развития на этом этапе – полноценное питание и покой. Это необходимо матери, так как в случае недостаточного поступления «строительных материалов» с пищей, плод возьмет их из материнского организма.

С восемнадцатой недели начинается динамичное развитие синаптических контактов между нейроцитами. Синапсом называют место соединения нейронов друг с другом. Система таких контактов формирует сложные связи способные передавать большие объемы информации за короткое время. Несмотря на то, что новые связи образуются на протяжении всей жизни, именно в антенатальный период закладывается основа умственных способностей ребенка.

Во второй половине беременности происходит стремительный рост головного мозга, а увеличение количества нервных клеток приводит к образованию извилин.

В двадцать недель у малыша начинает работать центр удовольствия и формироваться эмоциональное восприятие. Реакции на внешние раздражители получают определенную эмоциональную окраску. Изменения окружающей среды могут быть приятными или неприятными для ребенка. Например, при повышении в околоплодной жидкости концентрации глюкозы, увеличивается и частота глотательных движений, а появление горьких веществ способствует сокращению или временному прекращению проглатывания околоплодных вод.

На «экваторе» внутриутробного развития, начинается процесс миелинизации – покрытия миелином аксонов (отростков нейроцитов). Биологи сравнивают миелин с изоляционным материалом, покрывающим провода. Благодаря ему нервный импульс движется от тела нейрона к дистальному участку аксона с высокой скоростью.

Миелин продуцируют глиальные клетки, которые отличаются высокой чувствительностью к недостаточному поступлению кислорода, а также воздействию токсических, наркотических веществ, алкоголя и никотина.

Влияние этих факторов провоцирует нарушения психического и умственного развития ребенка в постнатальный период.

Благодаря плацентарному барьеру во втором триместре плод достаточно надежно защищен от многих инфекционных агентов, однако он по-прежнему подвержен влиянию токсических веществ.

Прием матерью нейролептиков, транквилизаторов и антидепрессантов ведет к нарушению формирования синаптических контактов и снижению когнитивного потенциала ребенка.

Особенности нервной системы в третьем триместре

Часто мамы задают врачу вопросы про формирование нервной системы у плода, на каком сроке малыш начинает распознавать звуки, что ей нужно делать в этот период.

Третий триместр характеризуется активным ростом всех органов и систем, в том числе растет и развивается головной и спинной мозг. С 26й недели активируется выработка белка миелина глиальными клетками. До этого времени нервный импульс распространялся не напрямую из клетки в клетку, а вокруг. Часть его терялась, что снижало эффективность передачи информации. Миелин изолирует нейрон, позволяя импульсам двигаться по клеткам напрямую и обеспечивая прочность связи. Благодаря этому белку становится возможным сохранение информации.

После появления миелина на поверхности нейронов ребенок получает способность узнавать информацию. В начале третьего триместра гестации ребенок воспринимает звуки в широком диапазоне – материнский голос, музыка, голоса окружающих людей, шумы. У него вырабатываются звуковые предпочтения и негативное отношение к некоторым звукам.

Ребенок негативно воспринимает звучания высокой и низкой частоты. Например, разговор на повышенных тонах вызывает дискомфорт у плода, что проявляется высокой двигательной активностью. Спокойный голос матери, пение или приятная музыка успокаивает малыша. После рождения ребенок будет соответствующим образом реагировать на знакомые звуки.

Читать еще:  Сбой сердечного ритма

На 31 неделе гестации начинается формирование разветвленной системы дендритных отростков. Структура нейрона включает тело, посылающий отросток – аксон и воспринимающие отростки – дендриты. Дендриты собирают информацию, в теле происходит ее преобразование, а передачу осуществляет аксон.

С этого момента появляется целесообразность обогащения среды. Будущие мамы помогают развитию ребенка, создавая благоприятный звуковой фон и тактильные ощущения.

Нервная система плода на последнем месяце

Завершающий этап внутриутробного развития связан с явлением центральной пренатальной гибернации. В последний месяц гестации у плода замедляется метаболизм, а стимуляции, которые вызывали ответные реакции не работают, пропадает чувствительность.

Это состояние – защитный механизм, предусмотренный эволюцией. В процессе родовой деятельности происходит сжатие ребенка, что нередко сопровождается травмами и соответственно болью.

Сильной болью сопровождается и первый рефлекторный вдох, раскрывающий легкие. Состояние гибернации защищает новорожденного от шока, помогает адаптироваться ему в новой среде. Считается что такая заторможенность нервной деятельности сохраняется еще месяц после рождения.

Чтобы плод в последнем триместре гармонично развивался будущей маме рекомендуется избегать стрессовых ситуаций, не допускать курения или употребления алкоголя.

При необходимости приема препаратов, а особенно психотропных веществ, нужно согласовать возможность их применения с врачом женской консультации.

Развитие мозга ребенка во внутриутробном периоде

Нервная система человека развивается из наружного зародышевого лепестка – эктодермы. Из этой же части зародыша в процессе развития образуются органы чувств, кожные покровы и отделы пищеварительной системы. Уже на 17-18-й день внутриутробного развития (гестации) в структуре эмбриона выделяется слой нервных клеток – нервная пластинка, из которой впоследствии, к 27-му дню гестации, образуется нервная трубка – анатомический предшественник центральной нервной системы. Процесс образования нервной трубки называется «нейруляция». В этот период края нервной пластинки постепенно загибаются кверху, соединяются и срастаются друг с другом (Рисунок 1).

Рисунок 1. Этапы формирования нервной трубки (в разрезе).

Если посмотреть на это движение сверху, может возникнуть ассоциация с застегиванием молнии (Рисунок 2).

Рисунок 2. Этапы формирования нервной трубки (вид сверху).

Одна «молния» застегивается от центра к головному концу эмбриона (ростральная волна нейруляции), другая – от центра к хвостовому концу (каудальная волна нейруляции). Есть еще и третья «молния», обеспечивающая сращивание нижних краев нервной пластинки, которая «застегивается» по направлению к головному концу и встречается там с первой волной. Все эти изменения происходят очень быстро, всего за 2 недели. К моменту завершения нейруляции (31-32-е сутки гестации) еще не все женщины даже знают о том, что у них будет ребенок.

Однако к этому моменту у будущего человека начинает формироваться головной мозг, возникает зачаток двух полушарий. Полушария быстро увеличиваются, и к концу 32-го дня составляют ¼ часть всего мозга! Тогда же внимательный исследователь сможет уже разглядеть зачаток мозжечка. В этот период также начинается формирование органов чувств.

Воздействие вредностей в этот период может приводить к возникновению разнообразных пороков развития нервной системы. Один из самых распространенных пороков – спинномозговая грыжа, образующаяся вследствие неправильного «застегивания» второй «молнии» (нарушения прохождения каудальной волны нейруляции). Даже стертые, почти незаметные варианты таких спинномозговых грыж порой снижают качество жизни ребенка, приводя к различным формам недержания (недержание мочи и кала). Если у ребенка есть такая проблема как энурез (недержание мочи) или энкопрез (недержание кала), необходимо проверить, нет ли у него стертой формы спинномозговой грыжи. Это можно узнать, сделав ребенку МРТ пояснично-крестцового отдела позвоночника. При обнаружении спинномозговой грыжи показано оперативное лечение, которое приведет к улучшению тазовых функций.

В моей практике был случай 9-летнего мальчика, который страдал энкопрезом. Только с 6-й попытки удалось сделать качественный МРТ-снимок, показавший наличие спинномозговой грыжи. К огромному сожалению, до этого момента ребенок уже наблюдался психиатром и получал соответствующее лечение, так как неврологи открестились от него, считая, что у него проблемы с психикой. Простая операция позволила мальчику вернуться к нормальному образу жизни, полностью контролировать свои тазовые функции. Еще более показательной была история 16-летнего подростка, который всю жизнь страдал от энкопреза. Неврологи посылали его к гастроэнтерологам, гастроэнтерологи к психиатрам. К моменту нашей встречи он уже получал психиатрическое лечение в течение десяти (. ) лет. Никто никогда не назначал ему МРТ-исследование. Благодаря тому, что были выполнены наши рекомендации по дообследованию, у парня выявили серьезные нарушения в поясничном отделе позвоночника, которые приводили к сдавлению нервов и нарушению чувствительности тазовых органов. Очевидно, что психиатрическое лечение, а также психотерапия или другие способы психологического воздействия во всех этих случаях совершенно бесполезны и, возможно, даже вредны.

Чтобы предупредить возникновение таких пороков развития как спинномозговая грыжа, беременным женщинам уже на ранних сроках беременности рекомендуют принимать фолиевую кислоту. Фолиевая кислота играет роль защитника клеток нервной системы (нейропротектора), и при ее регулярном приеме воздействие различных вредоносных факторов существенно ослабевает.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения пороков развития, будущей матери необходимо также избегать различных неблагоприятных воздействий на организм. К таким воздействиям относятся прием успокоительных средств, содержащих фенобарбитал (в том числе, Валокордина и Корвалола), гипоксия (кислородное голодание), перегревание материнского организма. К сожалению, к неблагоприятным последствиям также приводит прием некоторых противосудорожных препаратов. Поэтому, если женщина, вынужденная принимать такие препараты, планирует забеременеть, ей необходимо проконсультироваться со своим лечащим врачом.

Всю первую половину беременности в будущем мозге ребенка очень активно рождаются и развиваются новые нервные клетки (нейроны). В первую очередь, процессы зарождения новых нервных клеток происходят в зоне, окружающей мозговые желудочки. Еще одной зоной рождения новых нейронов является гиппокамп – внутренняя часть коры височных областей правого и левого полушарий. Новые нервные клетки продолжают появляться и после рождения, но менее интенсивно, чем во внутриутробном периоде. Даже у взрослых людей в гиппокампе обнаружены молодые нейроны. Считается, что это – один из механизмов, благодаря которым, в случае необходимости, мозг человека может пластично перестраиваться, восстанавливать поврежденные функции.

Только что народившиеся нейроны не остаются на месте, а «переползают» к местам своей постоянной «дислокации» в коре и глубинных структурах мозга. Процесс этот начинается ближе к концу второго месяца беременности и активно продолжается вплоть до 26-29 недель внутриутробного развития. К 35-й неделе кора головного мозга плода уже обладает структурой, присущей коре взрослого человека.

Каждый нейрон имеет отростки, с помощью которых он взаимодействует с другими клетками организма.

Рисунок 3. Нейрон. Длинный отросток – аксон. Короткие ветвистые отростки – дендриты.

Нейроны, занявшие свое место в мозге, пытаются устанавливать новые отношения с другими нервными клетками, а также с клетками других тканей организма (например, с мышечными клетками). Место, где одна клетка соединяется с другой, называется «синапс». Такие соединения очень важны, так как именно благодаря им мозг формирует сложные системы, в которых информация может быстро передаваться от одной клетки к другой. Внутри клетки информация передается в направлении от тела к окончанию в виде электрического импульса. Этот импульс провоцирует высвобождение в синаптическую щель специфических химических веществ (нейромедиаторов), которые хранятся в окончании нейрона, и посредством которых информация передается от нейрона к следующей клетке.

Рисунок 4. Синапс

Первые синапсы обнаружены у эмбрионов в возрасте 5 недель внутриутробного развития. Наиболее активно образование синаптических контактов между нейронами происходит, начиная с 18 недель внутриутробного развития. Новые связи между нервными клетками образуются практически всю жизнь. В период активного образования синапсов мозг ребенка подвержен негативному влиянию наркотических веществ и некоторых медикаментов, влияющих на обмен нейромедиаторов. К этим веществам относятся, в частности, нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты – препараты, с помощью которых лечат психические расстройства. Если будущая мама вынуждена принимать подобные препараты, ей необходимо проконсультироваться со своим лечащим врачом. И, конечно, беременной женщине следует избегать употребления психоактивных веществ, если ее беспокоит умственное развитие ее ребенка.

Нейромедиаторы – специфические химические соединения, благодаря которым происходит передача информации в нервной системе. От их правильного обмена зависит очень многое в поведении человека. В том числе, его настроение, активность, внимание, память. Есть факторы, которые могут повлиять на их обмен. Один из таких, неблагоприятно воздействующих факторов – курение матери во время беременности. Воздействие никотина порождает сразу несколько эффектов. Мозг опознает никотин как вещество, способствующее его активации, и начинает развивать системы, чувствительные к нему. Попросту, в мозге увеличивается число воспринимающих никотин элементов, улучшается передача информации, осуществляемая посредством никотина. Одновременно, происходит негативное воздействие на обмен тех нейромедиаторов, которые должны вырабатываться самим мозгом. В первую очередь, это касается тех веществ, которые имеют отношение к обеспечению внимания и регуляции эмоций. В исследованиях показано, что курение матери во время беременности в несколько раз повышает риск рождения ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Вторым по счету последствием внутриутробного потребления никотина после СДВГ является оппозиционно-вызывающее расстройство, для которого характерны такие проявления как раздражительность, гневливость, постоянно меняющееся, часто негативное, настроение, злопамятность. Еще один эффект курения – ухудшение состояния сосудов, нарушение питания плода. Дети курящих матерей рождаются с низким весом, а низкий вес при рождении сам по себе является фактором риска развития последующих проблем в поведении. Из-за спазма сосудов, вызываемых воздействием никотина, мозг плода подвержен ишемическим инсультам – нарушениям кровоснабжения определенных участков мозга, их гипоксии, которая очень пагубно воздействует на все последующее психическое развитие [Nomura et al., 2010].

Один из важнейших процессов, происходящих в формирующемся мозге еще не родившегося ребенка – покрытие длинных окончаний нервных клеток (аксонов) миелином (миелинизация). Покрытый миелином аксон изображен на одном из предыдущих рисунков (рисунке нейрона). Миелин – вещество, которое в чем-то подобно изоляции, покрывающей провода. Благодаря ему электрический сигнал перемещается от тела нейрона к окончанию аксона очень быстро. Первые признаки миелинизации обнаруживаются в мозге 20-недельных плодов. Этот процесс происходит неравномерно. Первыми миелином покрываются аксоны, образующие зрительные и двигательные нервные пути, которые в первую очередь пригодятся новорожденному младенцу. Чуть позже (практически перед рождением) начинают покрываться миелином слуховые пути.

Клетки одной из мозговых тканей – нейроглии, производящие миелин, очень чувствительны к недостатку кислорода. Также на миелинизацию мозга плода может повлиять воздействие токсинов, наркотических веществ, дефицит необходимых мозгу веществ, поступающих с пищей (в частности, витаминов группы В, железа, меди и йода), неправильный обмен некоторых гормонов, таких, например, как гормоны щитовидной железы.

Крайне вредным для нормального протекания процессов миелинизации является алкоголь. Он препятствует миелинизации и, в результате, может стать причиной тяжелых нарушений психического развития, сопровождающихся умственной отсталостью ребенка. Воздействие алкоголя может иметь и неспецифический эффект, приводя к возникновению разнообразных пороков развития.

О том, насколько интенсивно развивается мозг ребенка, находящегося в утробе матери, говорит хотя бы тот факт, что в период с 29 по 41 неделю, мозг увеличивается почти в 3 раза! Во многом, это происходит за счет миелинизации.

О психическом развитии ребенка во внутриутробном периоде известно сравнительно мало. В то же время существуют некоторые интересные факты.

Начиная с 10 недель внутриутробного развития, дети сосут большой палец (75% — правый). Оказывается, что будущие правши, в большинстве своем, предпочитают сосать правый палец, а будущие левши – левый [Hepper, 2013].

При контактном воздействии звуком на живот беременных женщин (37-41 неделя беременности) через наушники обнаружена достоверная активация в височных областях у четырех и в лобных у одного плода – тех самых зонах коры головного мозга, которые впоследствии будут принимать участие в обработке речевой информации. Это говорит о том, что мозг ребенка активно готовится существовать в той среде, которая ему предназначена.

Литература:

Nomura Y., Marks D.J., Halperin J.M. Prenatal Exposure to Maternal and Parental Smoking on Attention Deficit Hyperactivity Symptoms and Diagnosis in Offspring // J Nerv Ment Dis. 2010 September; 198(9): 672-678.
Читать оригинал статьи >>

Tau G.Z., Peterson B.S. Normal development of brain circuits // Neuropsychopharmacology reviews (2010) 35, 147-168
Читать оригинал статьи >>

Савельев С.В. Эмбриональная патология нервной системы. – М.:ВЕДИ, 2007. – 216 с.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector